По словам Юлии Неверовой, старшего преподавателя кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, ключевое преимущество ИИ-собеседника заключается в его мгновенной доступности и скорости реакции, что устраняет главную сложность человеческого общения — необходимость подстраиваться под чужие мотивы, временные рамки и настроение.
В этом контексте «цифровой помощник», будучи изначально настроенным на доброжелательность, становится идеальным источником незамысловатого, но ценного позитивного подкрепления. Ситуативно, такой предсказуемо теплый и одобряющий собеседник оказывается чрезвычайно полезен, ведь он дает безусловную поддержку без необходимости выстраивать сложные социальные взаимодействия.
– рассказывает Юлия Неверова.
Есть и обратная сторона медали: хотя краткая беседа с ИИ–ассистентом может приносить временное облегчение, в долгосрочной перспективе она рискует нанести вред, создавая дефицит подлинного, пусть и неидеального, человеческого взаимодействия, необходимого для личностного роста.
Постоянное взаимодействие с ИИ лишает человека возможности развивать ключевые коммуникативные навыки, такие как способность ясно доносить свою точку зрения, вербализовать сложные эмоции и, что особенно важно, справляться с фрустрацией (чувство разочарования и гнева), возникающей, когда реальный собеседник не может оказать ожидаемой поддержки.
– комментирует Юлия Неверова.
Стоит добавить, что многие пациенты обращаются к ИИ как к психологу, чтобы сэкономить время и деньги, но это чревато серьезными последствиями.
Главным ограничением ИИ в данном вопросе остается его неспособность распознавать и анализировать невербальные сигналы (мимику, интонацию), все то, что составляет основу эмоционального контакта. Без этого любая обратная связь, насколько точной она не была бы с теоретической точки зрения, остается неполной и может привести к ошибочным выводам в ситуациях, где решающее значение имеет контекст, улавливаемый только человеком.
– рассказывает Ольга Юрьева, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, кандидат психологических наук.
Современные дети и подростки, активно использующие такой поиск для решения вопросов дружбы, взаимоотношений с противоположным полом или родителями, могут воспринимать инструмент как полезный, но неодушевленный, а для тех, кто родится в будущем, есть риск вовсе стереть границы между роботизированным и живым существом.
Дети после поколения Альфа (рожденные с 2010 года) могут наделять алгоритмы эмоциями и способностью к настоящему сопереживанию, которой у них объективно нет. Это формирует искаженное представление о поддержке и привязанности, что в перспективе может подорвать их способность выстраивать реальные, сложные, но необходимые для развития человеческие связи.
– дополняет Ольга Юрьева.
Материалы предоставлены: Пресс-службой ПНИПУ.