12 февраля в Перми на Заводе Шпагина прошел круглый стол Клуба наставников при Пермской ТПП по теме: «Наставник-тьютор для молодых профессионалов на предприятии. Почему? Кто? Как?» На эти вопросы отвечали представители образовательной среды и представители бизнеса разного масштаба.
Мероприятие организовали тьюторский центр «Выбор будущего», образовательный проект «Наставники», Пермская торгово-промышленная палата и Точка Кипения – Пермь в рамках VI Открытого Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Пермского края. Модератором площадки выступила Алена Францкевич, руководитель центра «Выбор будущего», региональный координатор Кружкового Движения НТИ, тьютор и фасилитатор.
В ходе активной работы участников встречи была обобщена практика организаций Пермского края по внедрению и развитию института наставничества, а также обозначены барьеры, которые могут усложнять эти процессы. Гости представляли разные группы: образование, промышленность, малый бизнес, поддерживающие организации, как «Кванториум Фотоника» и «Точка кипения». Несмотря на разные направления работы, большинство позиций у коллег оказались схожими. Но всё же специфика осталась.
|
Промышленность |
Малый бизнес |
Зачем нужно наставничество? |
· сокращение сроков адаптации; · сохранение корпоративных знаний; · передача компетенций и знаний; · снижение текучки кадров; · уменьшение количества несчастных случаев на производстве; · введение нового сотрудника в профессию; · передача ценностей корпоративной культуры; · нивелирование недостатков в образовании, разрывов; · появление «свежего взгляда» на производственные процессы. |
·сквозной экономический эффект (сокращение сроков адаптации, выхода нового сотрудника на KPI, развитие самих наставников, снижение текучки кадров); ·социально-психологическая адаптация; ·прямая передача опыта, формирование необходимых навыков. |
Как внедрять и развивать наставничество? |
· совместное решение производственных проблем; · сотрудничество со школами, сузами, вузами: стажировки преподавателей и студентов, преподавательская деятельность сотрудников компаний; · конкурсы наставников; · стандарт передачи знаний; · адаптационные семинары для сотрудников; · «3D-наставничество»: 3 опытных специалиста для 1 новичка из производства, профсоюза и совета молодежи; · включение представителей предприятий в экзаменационные комиссии, включение необходимых тем дипломов; · обучение наставников. |
·«учись учить»: профиль наставника; ·программа адаптации: список знаний и умений с датами и мероприятиями; ·система мотивации наставника. |
По оценкам участников круглого стола, адаптация новичка может продолжаться от 3 до 6 месяцев, при этом процесс достаточно неравномерен. И здесь не стоит забывать о другой фигуре процесса – самом наставнике, его эмоциональной готовности к работе. Некоторые работодатели используют для выяснения предрасположенности к обучению традиционное психологическое тестирование.
Но какой бы идеальной не казалась система не стоит забывать и о барьерах в реализации программ наставничества. Участники круглого стола назвали следующие: банальная конкуренция между опытными сотрудниками и новичками, необходимость совмещения персональной нагрузки с наставничеством, отсутствие необходимых педагогических знаний и коммуникативных навыков, непрестижность в отдельных видах корпоративной культуры, транслирование личного опыта по принципу «меня не учили, и я учить не буду».
Конечно, это те факторы, которые необходимо учитывать и сглаживать в работе. Но, как правильно заметили представители предприятий, никто не снимает ответственность с руководителя даже при наличии работающего пула наставников. Это ежедневный труд руководителей всех уровней.
Решение о создании постоянно действующего при Пермской ТПП Клуба наставников было принято в конце 2019 года на заседании Гильдии инновационных организаций в сфере образования при Пермской ТПП. В течение 2020 года Клуб планирует проведение презентаций лучших практик наставничества на площадке ТПП и «Точки кипения. Пермь», тематических выставках и бизнес-форумах, а также создание онлайн-ресурса для родителей и детей «Навигатор наставников». Клуб сфокусирован на важности и необходимости реализации стратегии объединения ресурсов государственных школ и частных организаций при внедрении практик наставничества.