Проект «Покупай пермское» при поддержке Пермской ТПП проводит серию вебинаров для местных товаропроизводителей. В пятницу, 10 апреля, профессионалы-практики провели вебинар «Как организовать «доставку» в условиях самоизоляции», в ходе которого помогали бизнесу перенастроить свою работу под новые условия, связанные с ограничениями, введенными с целью предотвращения распространения коронавируса.
Перед зрителями выступили четыре спикера: Ирина Борисова, бизнес-тренер, консультант по оперативному управлению и маркетингу. Специалист по психологии покупок и нейромаркетингу. Основатель и спикер проекта-практикума «Школа Ритейла»; Марк Залогин, предприниматель, инвестор. Занимается продажами в интернете, финансово-управленческим учетом, масштабированием бизнеса. Основатель Zalogin Consulting. Профессиональный сертифицированный консультант, преподаватель и спикер Высшей школы экономики; Галина Урасова, эксперт в области производства упаковочного материала. Генеральный директор компании «ДАЙКОН-ПАК», которая занимается разработкой и производством пищевой и промышленной упаковки; Юлия Филонова, эксперт в области курьерской доставки. Генеральный директор Пермского филиала компании DIMEX, специализирующейся на экспресс-доставке, в том числе бесконтактной, корреспонденции и груза от 100 гр и более тонны.
Ирина Борисова представила пять трендов потребления, на которые в ближайшее время стоит сделать упор и в соответствии с этим выстраивать свою стратегию продаж:
- новые привычки потребителей. Люди стали чаще мыть руки, использовать санитайзер, убирать дом и стирать одежду.
- рост онлайн-сервисов. Люди стали чаще читать книги онлайн, больше времени проводить в социальных сетях, чаще смотреть видео, слушать музыку и радио;
Соответственно важно проработать этапы работы в удовлетворении потребностей покупателей – «хозяев» этих новых привычек.
- цены и промо. По мнению экспертов, существует вероятность, что после завершения пандемии коронавируса еще 1,5 года придется разбираться с последствиями кризиса. Многим в ритейле и производителям в краткосрочной перспективе вновь придется сфокусироваться на работе со спросом и предложением;
- ассортимент. Если раньше в приоритете было соотношение «цена – качество», то сейчас будет «качество-цена», потому что в психологии многих людей дорогой товар более качественный. Этот тренд не отменит актуальность промо, а скорее может сделать промо актуальным для более дорогих (и в восприятии покупателей качественных) товаров;
- запуск новинок. При формировании новых предложений особенно важной кроме убедительного ценностного предложения будет необходимость сформировать правильное ценовое позиционирование.
Очевидно, впереди бизнес ждет колебание продаж и чтобы к нему подготовиться необходимо знать, что произойдет увеличение спроса на востребованные продукты, увеличение покупок в смежных категориях, рост спроса на товары для здоровья и личной гигиены, появится шанс удачно продвинуть частные марки.
Спикеры вебинара отмечают, что особое внимание стоит уделить частным маркам, которые могут получить новый виток развития, не только из-за эпидемии COVD-19, но и девальвации рубля. Прогнозируется развитие в категориях, изначально более эластичных для частных марок, где доля собственных товарных марок сегодня высока. Например, это влажные салфетки, туалетная бумага, мыло.
С введением мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции, покупатели сигнализируют о новых потребностях, которые важно учесть. Например, забота о здоровье и гигиене вышла на новый уровень - качество поднимается вверх в списке факторов выбора продуктов. Как подчеркнула Ирина Борисова, рителерам важно адаптироваться к новым потребительским запросам и «ловить момент» для принятия решения.
Положительную динамику в период карантина показывает рост онлайн-продаж в группе потребителей пенсионного возраста. Разумно предположить, что многие из них сделали заказ впервые и если новый способ совершения покупок сделать удобным для них, то эта категория покупателей в перспективе сможет остаться с продавцом, приобретая часть товаров по-прежнему онлайн.
Во время самоизоляции набирает популярность доставка товаров на дом, складывается ситуация при которой курьерская доставка нужна каждому, и компаниям, и частным лицам. Подробно на основах грамотной организации остановилась Юлия Филонова, эксперт в области курьерской доставки. Генеральный директор Пермского филиала компании DIMEX, специализирующейся на экспресс-доставке. Она рассказала как работает стандартная схема доставки и пользующаяся большим спросом сегодня бесконтактная доставка. Развенчивая страхи, что при передаче бесконтактно посылка может быть утеряна, Юлия Филонова подчеркнула, что курьер не бросает посылку и уходит, а действует по следующей схеме. Сначала доставщик звонит покупателю, потом приезжает на указанный клиентом адрес, снова звонит и сообщает, что оставляет посылку и терминал для оплаты (если товар не был оплачен заранее онлайн) у двери, после чего отходит на безопасное расстояние и только после того, как убедится, что клиент забрал заказ, уходит. Эти правила своим курьерам важно объяснить руководителям любых, компаний, планирующим доставлять свои товары бесконтактно.
Значимым этапом в принятии решения о доставке своей продукции является грамотный выбор упаковки в которой товар «поедет» к клиенту. Информацией о наиболее востребованных сегодня видах упаковки сообщила эксперт в области производства упаковочного материала, генеральный директор компании «ДАЙКОН-ПАК» Галина Урасова. По словам спикера сейчас рост спроса на упаковку помимо доставки наблюдается в пищевой сфере (продукты, которые обязательно должны быть упакованы для продажи), для средств индивидуальной защиты и при реализации социальных проектов помощи (продуктовые корзины для материальной поддержки малоимущих).
Именно в этих сферах наиболее нужна упаковка, потому что покупателю важно получать товар бесконтактно и бизнес может позаботиться о своем клиенте предложив ему доставку в защитной упаковке (пакеты «майка», крафт-пакеты, сейф-пакеты). Кстати, сейф-пакеты, по словам Галины Урасовой, могут стать наилучшим решением, так как максимально защищают от воздействия внешней среды и несанкционированного вскрытия. Все виды упаковок можно сделать брендированными.
Еще один важный этап перехода на дистанционную торговлю, это организация бесконтактной системы оплаты товаров. Как сообщил предприниматель и инвестор Марк Залогин, сделать это можно новыми способами: используя интернет эквайринг (быстро, но с комиссией), оплату картой/Apple Pay (в один клик, но с комиссией), оплата кредитной картой (получение средств быстро), отплата через агрегатор (долгое подключение, деньги через месяц).
Использование таких форм оплаты поможет достичь того, что у компании не будет зависимости от пандемии, отсутствие физического контакта с клиентом в период самоизоляции, мгновенная система оплаты, отсутствие кассовых разрывов, вся аналитика под рукой: выручка, средний чек, клиенты.
Запись вебинара можно посмотреть прямо сейчас по этой ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=uMO2JV1rRV8&feature=youtu.be