Стоит подчеркнуть, что Проект Ассоциации бизнес-тренеров «БИЗНЕС-ТРЕНЕРЫ РОССИИ» по проведению онлайн-встреч, первая из которых прошла в Перми 27 июля, служит хорошим поводом для формирования единого информационного пространства, в котором тренеры смогут создавать обзоры ситуаций рынка краткосрочного бизнес-обучения, проходить сертификацию и повышение квалификации, формировать единый, цивилизованный рынок и предлагать более качественные услуги бизнесу.
Также Ирина Иванова добавила, что Пермская ТПП первой откликнулась на предложение по организации проекта «Бизнес-тренеры России».«Вы все хорошо знаете, что у нас в стране нет единого профессионального информационного пространства – рынка бизнес-тренеров, нет единой программы повышения квалификаций, единой программы профессиональной переподготовки для бизнес-тренеров, нет супервизии, нет единой методической базы, нет единых требований к профессиональным компетенциям, более того, у нас нет профессии. Такая ситуация привела к тому, что рынок заполнен совершенно разными людьми и людьми, которые не имеют отношения к бизнес-тренерству – это подтолкнуло нас к тому, чтобы провести исследование рынка краткосрочного бизнес-обучения по стране и посмотреть, что происходит на этом рынке, какие трудности есть у бизнес-тренеров, какие успехи, что важно и необходимо бизнес-тренерам – на это и направлен наш проект. Думаю, что с вашей поддержкой, уважаемые коллеги, он будет иметь продолжение по формированию единого профессионального пространства на нашем рынке, - обратилась к участникам онлайн-встречи Ирина Иванова, учредитель, Председатель Правления Ассоциации бизнес-тренеров, бизнес-тренер, член Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию ТПП РФ. - Обзор текущего рынка краткосрочного бизнес-обучения в России мы начинаем с Пермского края. Выбор был не случаен, Союз «Пермская торгово-промышленная палата» очень активно принимает участие в наших проектах, например во Всероссийском конкурсе «Мастер бизнес-тренинга» от Пермской торгово-промышленной палаты принимает участие самое большое количество тренеров – более 15 человек, 5 из них стали победителями и лауреатами».
К участию в дебютной онлайн-встрече проекта присоединились известные пермские тренеры и коучи, которым есть чем поделиться с коллегами, и есть, что обсудить.«Пермская торгово-промышленная палата каждый год с того момента, как начались конкурсы для бизнес-трененров, принимает в них участие и мы рады что бизнес-тренеры, которых мы выбираем, с кем мы сотрудничаем, и которые были спикерами наших многочисленных мероприятий, действительно достойно представляют Пермский край. Те 15 участников, о результатах которых было сказано, подтверждают, что есть определенный уровень, как тех, кто представляет услугу, так и уровень заказчиков», - отметил президент Пермской ТПП Олег Жданов. - Было бы неплохо совместно с Ассоциацией, совместно с Торгово-промышленной палатой поддерживать открытый перечень участников и победителей ежегодных конкурсов для того, чтобы была площадка рекомендаций, полезная для использования при проведении бизнес-форумов и других различных обучающий мероприятий - надо отделить действительно профессиональных специалистов от тех, кто присвоил себе это звание самостоятельно, ничем его не подтверждая. Надеюсь, что сегодняшняя встреча станет шагом в этом направлении».
Встреча прошла активно. Пермские бизнес-тренеры во время своих выступлений поднимали актуальные вопросы для своей профессиональной среды. В том числе шла речь о трудностях, которые есть сегодня как у опытных, так и у начинающих бизнес-тренеров, недавно пришедших в профессию из предпринимательства. Например, среди молодых специалистов – это осознание того, что успешный предприниматель не равно успешный бизнес-тренер; необходимость противостояния распространенному мнению среди окружающих, что если предприниматель переходит в тренеры, то значит, бизнес не успешный и поэтому он пошел учить; наличие проблем с заказчиками, т.к. тренер попадает в число бизнес-тренеров про которых никто не знает и нужно снова нарабатывать свой личный бренд, но уже в этой отрасли, что очень затратно по времени.
Отдельно была рассмотрена проблема сопротивления участников тренингов, с которым сталкиваются бизнес-тренеры в процессе своей работы. Были названы факторы, влияющие на мотивацию и необходимые для этого компетенции коуча, в числе которых: владение тренинговой методологией, развитие гибких навыков, тренерская супервизия как навык. Также были предложены действенные методы для работы с сопротивлением группы.
Кроме того, во время онлайн-встречи участники рассказали, в чем бизнес-тренеры испытывают проблемы на пути к собственному образованию. Это – совпадение рабочего времени с временем проведения курсов повышения квалификации, отсутствие понимания того, у кого повышение квалификации необходимо проходить. При этом на сегодня выход из сложившейся ситуации бизнес-тренеры ищут в саморазвитии через практику (реализация своих знаний на рабочих местах).
Также обсуждался вопрос того, как изменился запрос от бизнеса на обучение по форме и содержанию. Сегодня существует запрос на стратегические сессии и пересборку бизнеса; бизнес готов платить за то, что не может найти и/или провести сам; сильно вырос запрос на консалтинг; возросла ценность личных рекомендаций.
Вместе с тем произошли изменения и в запросе крупных промышленных предприятий в направлении внешнего обучения. Очень ярко стала проявляться ориентация на бизнес-результаты, непрерывное и системное обучение, увеличение охвата обучаемых, сокращение времени на обучение. В числе изменений запросов к внешнему провайдеру обучения отмечается повышение требований к тренерам, в том числе их практическому опыту, команде и статусу; наличию успешных кейсов в обучении/проектах на отраслевых предприятиях; «погружение» заказчика в обучение.
Что касается изменений в запросе от школьного, среднего и высшего образования, наблюдается тренд на обучение по прописке, но с учетом особенностей целевой аудитории заказчика (родители и социальные партнеры); желание педагогов самих обучаться интересно на курсах повышения квалификации; курс на обучение не только по предмету, но и получение более широких знаний об окружающей среде.
В завершение онлайн-встречи были проанализированы вызовы времени - тенденции на рынке бизнес-тренингов.
«Рынок продолжает жить, не смотря на сегодняшние трудности, бизнес-тренеры готовы включиться в формирование единого профессионального пространства. Нужна официальная профессия бизнес-тренера, нужны курсы повышения квалификации – обязательно нужно повышать квалификацию по своим компетенциям и если мы организуемся и сделаем это от Совета по профессиональным квалификациям Торгово-промышленной палаты, нам точно будет, что предъявить представителям бизнес-сообществ – нашим заказчикам, как подтверждение сертификата Торгово-промышленной палаты о наших с вами компетенциях», – подытожила Ирина Иванова.